Суббота, 16.12.2017, 01:35
Приветствуем Вас, Гость
RSS
Train Models
интернет-магазин
моделей железных дорог
г. Днепропетровск
Главная Статьи Регистрация Вход
Авторизация
Меню сайта
Категории раздела
Начальные сведения [3]
Полезное [2]
Цифровое управление [8]
Каталоги [1]
Технологии [1]
Наши опросы
Какое управление вы используете?
Всего ответов: 448

Какой масштаб вы коллекционируете?
Всего ответов: 1090

Принадлежность к каким дорогам вы предпочитаете?
Всего ответов: 1301

В каком виде продукции вы нуждаетесь?
Всего ответов: 790

Какими вы считаете наши цены?
Всего ответов: 467

Используете ли вы шину S88?
Всего ответов: 101

Используете ли вы Railcom?
Всего ответов: 96
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Цифровое управление

Введение в DCC, часть 5 (Управление локомотивом)

Следует сразу вспомнить тот простой факт, что DCC локомотив более не зависит от полярности постоянного тока на рельсах, следовательно, направление его движения задается только полярностью соединения декодера с мотором. Поэтому, вне зависимости от положения локомотива на пути, он всегда движется вперед-назад в одних и тех направлениях относительно его самого. Это первое значительное отличие правил управления DCC локомотивом от обычных схем на постоянном токе. Кроме того, независимое от полярности на рельсах движение локомотива делает его намного реалистичнее.


Стандарт DCC позволяет изменить направление вперед-назад для любого локомотива на реверсивное, т.е., при передаче команды «вперед» локомотив будет двигаться назад и наоборот. Такое свойство оказывается весьма полезным, когда нужно организовать состав из двух локомотивов секций A-A с уже установленными декодерами; когда декодер подключен к контактам мотора в обратном порядке и нет возможности это быстро исправить; когда отлаживаются световые эффекты, синхронизированные с направлением движения.


Выбор локомотива, NCE PowerCab

В общем случае управление локомотивом происходит по следующему сценарию:

 3. Ввод номера локомотива 23 на NCE PowerCab


Управление скоростью локомотива, NCE PowerCab

Клавиатура управления скоростью NCE PowerCab:

  • регулятором
  • кнопками быстрого ускорения/замедления на 25% (FAST INC/DEC)
  • ускорение/замедление (INC/DEC)
  • направление движение задается кнопокой Direction
  • ускорение задается кнопкой Momentum (не путать с запрограммированными CV декодера, это функциональность аппаратуры)


Индикация направления и скорости; направление назад (REV), скорость 6 (006)

Выбор точности управления скоростью – 14 или 28/128 шагов


Аппаратура DCC предполагает дискретность величины скорости в 14, 28 и 128 шагов. Исторически первые декодеры имели только 14 шагов скорости. С расширением сферы применения DCC оказалось, что 14 скорости градаций не так чтобы много, особенно для точного управления современными многополюсными моторами и новыми функциями DCC. С середины 90-х годов массово появились декодеры с 28 градациями скорости, с середины 2000-х массово стали выпускаться декодеры с 128 шагами. Декодеры с 14 шагами скорости практически канули в лету и могут встречаться на локомотивах начального уровня и у бюджетных декодеров. Этот факт отражен в клавиатуре управления современных систем DCC – в них может отсутствовать прямое переключение на режим 14 градаций. Однако, неявно это режим поддержан современной любой аппаратурой. Другое дело, что использовать все современные возможности техники с этими декодерами не удастся.


Управление скоростью в 14, 28 и 128 шагов не следует путать с внутренним представлением данных в декодере, так как это далеко ни одно и то же. Например, в современном декодере нормой есть минимальное значение скорости 0, максимальное – 255; есть новые декодеры с еще большей дискретностью. Градации скорости, заданные с пульта управления - всего лишь характеристика чувствительности системы пульт управления - декодер.


Световые эффекты

Включение/выключение света контролируется несколькими способами. Вообще-то, светом переднего и заднего хода список световой функциональности далеко не исчерпывается. Например, свет салона матриссы тоже может включаться-выключаться с помощью декодера. Отблески топки паровоза, специальные сигналы, свет в кабине – вот далеко не полный перечень световых эффектов DCC. Просто со световыми эффектами, синхронизированными с направлением движения, знакомятся в самом начале.


Свет, синхронизированный с направлением движения, включается соответствующей кнопкой:

Индикация включенной функции света по направлению движения


В результате загорается свет по ходу движения. Если локомотив оснащен светом и заднего хода, то при реверсе будет загораться свет нового направления движения, а ранее работающие огни противоположного направления – будут гаснуть. Пульт управления будет отображать включение света направления движения.


Другим способом включения света является использование прямой адресации функциональных выводов декодера. Как правило, современный мобильный декодер имеет два и более выводов (иногда до 6-8); обычно назначение первого и второго согласно фабричным установкам – свет переднего и заднего хода. Таким образом, функция F0 отвечает за передний свет, F1 – за задний. В случае, когда функция «свет» будет выключена, но функция F0 будет включена, то будет гореть свет переднего хода вне зависимости от направления движения и факта движения вообще. Это наглядный пример из мира DCC: когда локомотив при управлении от постоянного тока остановлен, свет у него не горит, в то же время, все функции локомотива, как-то: свет и сигнал, могут быть использованы всегда в сети DCC. Включение-выключение функций осуществляется у NCE PowerCab повторными нажатиями цифровой клавиатуры.

Индикация включенных функций NCE PowerCab

Включение функции 1 на NCE PowerCab


Для передачи сигналов другому локомотиву с этого же пульта управления, достаточно выбрать другой локомотив, как указано выше, и задать режимы его работы. Следует напомнить еще раз, что локомотив, уже получивший команду, будет ее исполнять до получения следующей команды или исчезновения сигнала DCC на его токосъемниках (выключение аппаратуры, изолированный обесточенный участок пути, проч.).


При управлении более с чем с одним пультом управления, при попытке захвата локомотива, управляемого с другого пульта, аппаратура выдает предупреждение о конфликте между разными пультами управления.


Удобно проверять работоспособность декодера локомотива или искать нужный локомотив на пути включая-выключая его свет переднего хода. Это функция практически всегда доступна.


Весьма практично назначать номер локомотива соответствующий номеру на борту локомотива или, в случае использования только 2 цифр, какой-то части бортового номера, с его начала или в конце


Два одинаковых локомотива с разными номерами на выезде из депо

Номер впереди локомотива


Какие использовать адреса для локомотивов ? 4-х и 2-х-значные ?


Современный стандарт допускает и те и другие. Вообще, это Ваш выбор. Если используется не более 10 декодеров, включая те стационарные, которые адресуются как мобильные, то ответ очевиден – два знака. Работа с различными CV, включая 4-х-значные адреса, будет описана в главе "Расширенные возможности DCC”.


Если же локомотивы используются на других железных дорогах, скажем, у друзей или в клубе по интересам, то вероятно, что 4-значная адресация будет предпочтительнее. В случае неожиданного конфликта адресов, всегда один из конфликтующих декодеров можно перепрограммировать на новый адрес, оставляя остальные настройки, как есть. Часто конфликт адресов можно определить по двум разным локомотивам, не включенным в состав DCC ("consist"), которые отрабатывают команды по одному и тому адресу одновременно.


Прочая функциональность

Строго говоря, функциональные выводы декодеров могут управлять не только световыми эффектами. Ни есть исключением и стандартные световые F0 и F1 функциональные выводы, по стандарту соответствующие свету направления движения. Тем более, что современные декодеры позволяют перезначать функциональные выводы с использованием функциональности "mapping" (перезназначение).


Остановка локомотива

Локомотив останавливается с замедлением при выставленной скорости 0. Тогда замедление, запрограммированное в декодере, будет сказываться вплоть до полной остановки. Остановка локомотива кнопкой Stop сродни остановки стоп-краном; инерция локомотива будет зависеть только от текущей скорости, уклона, массы поезда и динамики двигателя с маховиками.

Категория: Цифровое управление
Просмотров: 5185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Курсы валюты
Активность форума
  • Фестиваль моделирования «Мужские игрушки» (1)
  • Модели, аксессуары, наборы, произведенные методом 3D-печати (0)
  • PIKO 57120 и PIKO 57121 (2)
  • Последние статьи
    01.08.2011
    Руководство по формированию составов.

    15.07.2010
    Введение в DCC, часть 7 (Теория установки мобильного декодера)

    15.07.2010
    Введение в DCC, часть 6 (Немного о звуке и прочее)

    15.07.2010
    Введение в DCC, часть 5 (Управление локомотивом)

    15.07.2010
    Введение в DCC, часть 4 (Начальное программирование локомотива)

    Посоветовать другу
    Сообщите своим друзьям и знакомым о нашем магазине!
    Друзья сайта
  • Командная станция "Тайфун"
  • Модели железных дорог из Англии фирмы HORNBY в Украине
  • Партнеры
    Member of International List of Scale Model Related Web Sites
    Copyright Train Models © 2010-2017