Пятница, 19.04.2024, 08:15
Приветствуем Вас, Гость
RSS
Train Models
интернет-магазин
моделей железных дорог
Главная Статьи Регистрация Вход
Авторизация
Меню сайта
Категории раздела
Начальные сведения [3]
Полезное [2]
Цифровое управление [8]
Каталоги [1]
Технологии [1]
Наши опросы
Какое управление вы используете?
Всего ответов: 504

Какой масштаб вы коллекционируете?
Всего ответов: 1240

Принадлежность к каким дорогам вы предпочитаете?
Всего ответов: 1421

В каком виде продукции вы нуждаетесь?
Всего ответов: 891

Какими вы считаете наши цены?
Всего ответов: 499

Используете ли вы шину S88?
Всего ответов: 126

Используете ли вы Railcom?
Всего ответов: 123
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Цифровое управление

Введение в DCC, часть 4 (Начальное программирование локомотива)

Начальное программирование локомотива

Рассмотрим минимально необходимое программирование локомотива перед первым его использованием. Строго говоря, практически всегда после новый локомотив или локомотив с новым декодером в состоянии отрабатывать команды. Однако, назначение нового адреса, отличного от назначаемого по умолчанию 3, плюс некоторые параметры динамики движения локомотива, неизменно входят в список необходимых шагов перед использованием локомотива.

В качестве аппаратуры используем NCE PowerCab, современную компактную расширяемую систему с широкими функциональными возможностями. Для данного примера будет использован режим начального программирования (протокол, реализуемый аппаратурой) вместо индивидуальной адресации необходимых CV.


Если Вы выполняете программирование на главном пути, а не на пути программирования, то снимите с него другие локомотивы, кроме программируемого. В противном случае, все декодеры, подсоединенные к главному пути, будут перепрограммированы на один и тот же адрес; вновь программируемые CV всех декодеров также будут синхронно измененены.


Параллельное программирование одного и того же адреса на нескольких декодерах применялось в эпоху становления DCC и описано в некоторой литературе того времени. Для работы с несколькими локомотивными секциями или настройки дополнительных функциональных и звуковых декодеров в локомотиве следует использовать один из вариантов режима "сцепка" ("consist"), полагая практику синхронного программирования декодеров как не рекомендуемую к использованию в наши дни.



На этом шаге начальное программирование завершается. У разных производителей этот протокол программирования реализован с некоторыми различиями. Иногда может указываться, какой конкретно CV (1-6) сейчас будет запрограммирован вместо их названий. Как правило, все 6 CV программируются последовательно, кнопка Enter, нажатая при пустом значении, обозначает использование уже ранее введенного; если ничего ранее не вводилось, то используется значение по умолчанию.

Программирование локомотива в общем закончено. Локомотив готов к использованию и переставляется на главный путь. Если же программирование осуществлялось на главном пути, то режим программирования завершается и путь готов к использованию для всех локомотивов.

Однако, существует еще одна важная CV, которая часто программируется в самом начале – CV29.


Переменная конфигурации CV29

В разговоре о начальном программировании переменная CV29 занимает особое место. Во-первых, всех декодеры спецификации NMRA имеют одинаковое значение всех битов этой переменной. Во-вторых, основным результатом перепрограммирования CV29 являются:

  • включение-выключение режима использования длинных адресов
  • режима работы на аналоговом управлении
  • переключение на загружаемую таблицу скоростей
  • использование 14 или 28 уровней скорости
  • реверсирование схемы подключения мотора (т.е., смена направления движения вперед-назад на противоположное)

CV29 хранит информацию о конфигурации в конкретных битах (значения 0 или 1) в строгом порядке согласно стандарту. Как правило, индивидуальный доступ к битам не реализуется, посему программируются они все одновременно путем задания значения всего байта (0-255).

Основные комбинации программирования CV29 сведены в таблицу; для реверсирования направления движения следует добавить 1 к нужному значению. Таким образом, для конфигурации: короткий адрес, стандартная таблица скоростей, выключить аналоговый режим, 28 градаций скорости, реверсировать направление вводится 2 из первой строки таблицы плюс 1, итоговое значение – 3.


Следует отметить, что реверсирование направления движения не всегда компенсирует ошибку обратного включения мотора с декодера; световые эффекты направления движения, возможно, также нужно будет перепрограммировать. То же самое может быть справедливо при программировании световых эффектов многосекционного локомотива.


Удобно использовать для преобразования цепочки битов разных CV в десятичное или шестнадцатиричное представление, используя программу «калькулятор» Microsoft Windows в инженерном режиме, переключаясь между разными представлениями данных в разных основаниях: 2, 10 или 16.


Наиболее часто встречающиеся значения CV29

CV29

десятичная система

CV29

шестнадцатиричная система

Адрес Таблица скоростей Аналоговый режим Градаций скорости
2 2 Короткий Фабричная Нет 28
6 6 Короткий Фабричная Да 28
18 12 Короткий Загружаемая Нет 28
22 16 Короткий Загружаемая Да 28
34 22 Длинный Фабричная Нет 28
36 24 Длинный Фабричная Да 14
38 26 Длинный Фабричная Да 28
48 30 Длинный Загружаемая Нет 14
50 32 Длинный Загружаемая Нет 28
52 34 Длинный Загружаемая Да 14
54 36 Длинный Загружаемая Да 28


Влияние CV2-CV6 на динамику движения

Перечисленные выше CV являются базовыми стандартными для любого мобильного декодера. Как уже ранее указывалось, любой локомотив может иметь стартовое напряжение постоянного тока, соответствующее минимальной скорости движения. Для достижения эффекта немедленного отзыва стоящего локомотива на команду движения с минимальной скоростью, и применяется программирование CV2 («стартовое напряжение», минимально достаточное для трогания локомотива с места).

Для придания достоверности движения локомотива, который в реальной жизни ускоряется довольно плавно даже без нагрузки, применяется значение CV3, значение которого «замедляет» разгон; чем больше значение, тем разгон будет дОльше.

То же самое справедливо для эффекта торможения, когда локомотиву (поезду) требуется определенная дистанция для плавной остановки. Чем больше значение CV4, тем дольше и локомотив проходит до полной остановки при положении регулятора скорости «0». Таким образом, регулятор скорости движения выставляет значение, которое достигается локомотивом не немедленно, а пропорционально значениям CV3 и CV4 соответственно. При их начальных значениях каждый декодер будет иметь свою схему поведения на разгонах-ускорениях. Следовательно, желательно иметь специфические значения CV3 и CV4 для большинства локомотивов. Конкретные значения CV подбираются экспериментально, исходя из результатов нескольких тестовых прогонов с разными значениями. Тоже может быть справедливо и для CV5.



Для увеличения эффекта достоверности движения, в случаях приведения максимальной скорости к масштабной, как у прототипа, применяется CV5 («максимальное напряжение»), ограничивающее максимально достижимую скорость. Вообще-то, само наименование CV5 не отражает реального механизма управления оборотами мотора локомотива (будет рассмотрено в главе «Расширенные возможности DCC. Контроллер скорости»). И само наименование CV5 имеет, скорее всего, исторические корни, нежели правильный технический смысл. Абсолютно то же самое справедливо и для CV2 («стартовое напряжение»). Слова «уровень» или «величина» более точно передают назначение этих CV. Однако, в документации стандарта речь идет о «напряжении», поэтому, воздадим должное историческим причинам такой терминологии и не будем ее изменять для ее русского варианта.

Ограничение CV5 также широко применяется для маневровых операций, вместе с CV2 «растягивающие» полную шкалу возможных скоростей для данного интервала CV2-CV5, что существенно добавляет точности в управлении скоростью локомотива.



Для изменения чувствительности к регулятору скорости применяется настройка CV6. Смещение величины средней скорости вверх по шкале увеличивает точность управления на участках полного хода, когда понижение значения CV6 вниз улучшает точность управления на малых скоростях (маневровых операциях).


Приведенный выше протокол программирования может быть и существенно короче; и вся работа может сводится к назначению нового адреса и только. Каждый локомотив настривается индивидуально, исходя их личных предпочтений моделиста, собственной динамики модели и функциональности.


Как уже указывалось ранее, ряд декодеров могут далеко не блистать при фабричных значениях CV2-CV6. Даже возможна ситуация, когда локомотив не в состоянии двигаться или движется слишком медленно, в то время, когда световые эффекты работают правильно. В этом случае необходимо проверить максимальные/минимальные значения для CV конкретного декодера и ввести их, повторив еще раз протокол начального программирования декодеров, приведенный выше.

При работе с DCC иногда сталкиваются с ситуацией частичной потери данных декодером или их искажения вследствие ошибки оператора (например, попытка программирования не того декодера на главном пути). В этом случае необходимо воспользоваться протоколом программирования, изложенным выше. И, в случае исправности самого декодера, ситуация очень быстро исправляется. Часто достаточно бывает перепрограммировать адрес - и локомотив вновь может быть использован.


На сегодня (2009 год) известно описание около сотни индивидуальных CV и их групп с последовательными номерами в стандарте NMRA.

Категория: Цифровое управление
Просмотров: 6831 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Курсы валюты
Активность форума
  • Фестиваль моделирования «Мужские игрушки» (2)
  • Модели, аксессуары, наборы, произведенные методом 3D-печати (0)
  • PIKO 57120 и PIKO 57121 (2)
  • Последние статьи
    01.08.2011
    Руководство по формированию составов.

    15.07.2010
    Введение в DCC, часть 7 (Теория установки мобильного декодера)

    15.07.2010
    Введение в DCC, часть 6 (Немного о звуке и прочее)

    15.07.2010
    Введение в DCC, часть 5 (Управление локомотивом)

    15.07.2010
    Введение в DCC, часть 4 (Начальное программирование локомотива)

    Посоветовать другу
    Сообщите своим друзьям и знакомым о нашем магазине!
    Друзья сайта
  • Командная станция "Тайфун"
  • Модели железных дорог из Англии фирмы HORNBY в Украине
  • Партнеры
    Member of International List of Scale Model Related Web Sites
    Copyright Train Models © 2010-2024