Звук DCC
Наш рассказ о DCC будет неполным без упоминания о звуковых функциях локомотивов. Именно они вносят свой решающий вклад в ощущение реалистичности современных моделей.
Звук в наше время часто синхронизирован с конкретными действиями локомотива. Например, если локомотив только что был впервые после установки на путь выбран на пульте как текущий, звуковой декодер отработает последовательность «запуск дизеля». Если локомотив разгоняется, то тональность имитации звука дизеля также меняется. Если локомотив останавливается, то декодер не только отрабатывает программу холостого хода дизеля, но выдает звук тормозов и скрипа колес. Список звуковых функций декодера зависит от класса модели и производителя.
Серьезные декодеры в состоянии отрабатывать фонограмму, полностью соответствующую звукам прототипа, как-то – звук двигателя, всевозможных механизмов и даже обыгрывание тембра звучания дизеля из-за смены режима работы трансмиссии в ходе разгона или торможения.
Такие звуковые эффекты называются аутентичными.
Полный набор звуков локомотива (сигналы, двигатель, колеса, пневматика, сцепки, проч.) называется звуковой схемой декодера.
Производители звуковых декодеров также предоставляют модели с возможностью загрузки фонограмм конечного пользователя в декодер при помощи специальных интерфейсных устройств для компьютеров или систем DCC. При этом файловая система декодера может содержать более одной схемы звучания, переключение между которыми достигается программированием специального CV. Часто такие декодеры имеют возможность загрузки дополнительных пользовательских фонограм, проигрывание которых задается функциональной аппаратурой. Таким образом, такая экзотика, как имитация залпа бронеплощадки бронепоезда технически возможна прямо сегодня как сочетание звуковых и световых эффектов.
Такие декодеры называются загружаемыми.
В связи с тем, что звуковой декодер по основным функциям управления ничем не отличается от обычного, иногда производители выносят звуковую функциональность в отдельный модуль, которые крепится к корпусу декодера через специальный разъем.
Такие декодеры иногда называются звуковыми модулями. Замена модуля приводит к смене звуковой схемы.
Зачем такие сложности в исполнении звуковых декодеров ? Зачем по несколько вариантов гудка, колокола, даже нескольких полных звуковых схем ? Кому адресована вся эта функциональность ?
Вопрос далеко не праздный. Все дело в том, что прототипы, т.е., настоящие локомотивы, несмотря на то, что строятся и строились промышленными сериями, часто отличаются в модернизациях друг от друга. По разным причинам, от комплектации по заказу клиентов до появления нового оборудования в ходе модернизаций. Как было указано выше - звук должен быть аутентичным, следовательно, разница звуков моделей с разными дизелями должна быть очевидной всем. Другое применение множества звуковых схем - это их прошивка для разных моделей локомотивов в одном декодере.
К отличительным характеристикам звуковых декодеров стоит отнести повышенное энергопотребление по сравнению с обычными мобильными.
С учетом переходных процессов при запуске декодера, рекомендуется для масштаба HO считать их ток в грубом приближении равным 0.7-1.0 А, когда мобильные для HO могут быть приблизительно учтены из расчета 0.35-0.50 А на декодер. Это важно помнить при выборе аппаратуры DCC и разбиении всего пути на изолированные участки с индивидуальным питанием. Как правило, для небольших планов железной дороги участков на 3.0-5.0 А может оказаться вполне достаточно.
При использовании многосекционных локомотивов далеко не обязательно иметь все секции звуковыми. При наличии одной секции прочие могут быть обычными моторными или безмоторными, в зависимости от динамики моторной секции.
Еще одной особенностью звуковых декодеров может являтся их чувствительность к искрению, особенно при наличии на пути элементов управления по короткому замыканию (петли разворота, проч.). Возможное "зависание" декодера или утрата им дополнительных настроек исправляется сбросом декодера в фабричные настройки и его расширенному программированию заново.
Гудок и колокол управляются нажатием на соответствующие кнопки на пульте управления. Как и у прочих стандартных функциональных кнопок, одно нажатие приводит к включению гудка или колокола, следующие нажатие на ту же кнопку выключает эту функцию.
Современный звуковой декодер предоставляет намного больше функциональности, чем приведенная чуть выше. Управление ею происходит с помощью цифровой функциональной клавиатуры и путем программирования некоторых CV декодера. В любом случае, использовать всю функциональность звукового декодера возможно после изучения документации производителя для конкретной модели.
Из-за возросшей сложности управления и желания не расширять бесконечно стандарт пространства адресов CV, некоторые производители, как QSI, ввели расширенные CV в схемы управления декодерами, например: CV 55.70.1 . По смыслу они примерно соответствуют косвенной базово-индексной адресации памяти в двоичных вычислительных системах. Т.е., в приведенном примере 55 это номер CV, 70 - база и 1 - индекс, считаемый от базы. Тем, кто не имеет возможнсти или желания так далеко продвигаться в дебри цифровой электроники, современная аппаратура DCC NCE PowerCab дает возможность работать с такими CV по их полному обозначению, как они есть в документации.
Звук DCC на аналоговом управлении
Ведущие разработчики звуковых систем DCC не закрыли дверь перед теми клиентами, которые желали бы иметь качественный звук на своей домашней магистрали, но по разным причинам все еще не перешли на DCC. Предложенное решение ими элегантное и простое: включить между аналоговым пультом управления и рельсами генератор DCC сигнала с усеченной функциональностью, но достаточной для полной отработки всех базовых звуковых команд.
Впрочем, даже без специальной аппаратуры, некоторые звуковые декодеры будут на аналоговом управлении отрабатывыать звуковую схему эффектов по умолчанию, как-то:
- звук мотора или паровой машины, синхронизированные со скоротью, включая холостой ход
- отработка пневматических систем
- скрежет тормозов
- работу сцепок
- многое другое
Другое дело, что внести свои изменения в порядок работы декодера без аппаратуры DCC не представляется возможным, даже уменьшить-увеличить громкость звучания. Для сброса декодера в фабричные установки может применятся магнит, который прикладывается в определенной точке корпуса на определенное время (например, декодеры QSI для Walthers Proto 2000/Heritage).
Нередко звуковые декодеры имеют 2 версии исполнения: OEM, для поставщиков подвижного состава, и розничную версию, для любителей хобби, т.е., самостоятельной установки. Например, оборудовние SoundTraxx успешно применяется Bachmann в серии Spectrum и в то же время розничные версии широко распространены для самостоятельной установки в большое количество моделей разных производителей.
Только звуковыми модулями (без функций хода) оснащаются локомотивы Broadway Limited, оставляя выбор моторного декодера за владельцем локомотива. Правда, рекомендуемый список не так чтобы велик, "ба, знакомые все лица" : NCE, Digitrax, Lenz. Зато технологический стиль соблюден: у владельца есть все обещанное в особом исполнении, а со стандартными технологиями он сам по нашим методикам разберется.
Еще о режимах работы мобильных декодеров
Маневровый режим ("YARD”)
Обычно направление движения локомотива задается с пульта управления, как показано выше, а скорость – регулятором, по часовой стрелке, от малой к максимальной или двумя кнопками «больше-меньше». Переключение направления движения приведет к плавной остановке локомотива и, после этого, к немедленному плавному разгону в обратном направлении до текущего значения скорости. В некоторых случаях такой режим может быть неудобен, например, при маневрировании, где частые остановки, движение с малыми скоростями и смена направления движения есть норма. Для работы на сортировочной станции более удобным является режим управления направлением и скоростью с помощью рукоятки, когда ее движение в одну их сторон влияет на скорость, а затем и на направление движения, при прохождении через нулевую скорость. Этот режим получил название "Yard”, которое в дальшейшем будет обозначать как «маневровый». При переводе в маневровый режим конкретного пульта управления некоторые образцы аппаратуры DCC могут увеличивать чувствительность регулятора скорости для более точного управления ею.
Кнопка «СТОП»
Кнопка «Стоп» служит для немедленной остановки локомотива, является аналогом стоп-крана «большой» железной дороги. Остановка локомотива с плавным замедлением достигается регулятором скорости, выведенном на «0». Необходимости в плавной работе регулятором нет – автоматика декодера, если было прописано значение CV4, сама обеспечит плавную остановку.
Режим аварийной остановки
Нередко аппаратура DCC поддерживает передачу общего сигнала остановки по всей сети всем возможным адресатам. Реакцией на такой сигнал является немедленное снятие сигнала DCC с пути. Этот сигнал может быть использован любым оператором для предовращения аварийной ситуации. Вообще-то, на средней масштабной скорости 72 км/ч (0.23 м/c) идущие навстречу поезда преодолевают 1 м расстояния между ними (87 м в прототипе) чуть более чем за две секунды. Например, в аппаратуре MRC Prodigy Advance режим аварийной останоки реализован через удержание в течение 2 секунд кнопки «стоп» (фото) на любом пульте управления.
Другим типом аварийной ситуации может быть долговременное короткое замыкание на пути или существенные помехи, созданные подвижным составом вроде вагонов с системой освещения для постоянного тока (не DCC) или иным потребителем, запитанным с пути. Часто короткое замыкание может быть вызвано сходом с рельсов локомотивом на стрелке или пересечении или его въездом на не переведенную для него стрелку («срезание стрелки»).
В любом случае, сигнал DCC с пути автоматически снимается и аппаратура переходит в режим индикации аварийной остановки. В большинстве случаев, после устранения причин аварии, DCC система рестартует автоматически и готова к использованию через несколько секунд. Иногда может требоваться ее рестарт путем выключения и повторного включения. В любом случае, необходимо внимательно прочесть описания поведения конкретной системы DCC в аварийной ситуации.
Как и прочее электрическое оборудование для модельных железных дорог, DCC системы имеют защиту от короткого замыкания на пути, которое происходит достаточно часто в процессе эксплуатации. Кроме того, DCC системы способны использовать короткое замыкание на изолированных секциях для создания сложно реализуемых конфигураций пути для схем питания постоянным током, таких как - петля разворота, реверсивная автоматическая секция и треугольник разворота (об этом подробнее в главе «Расширенные возможности DCC»).
Следует отметить, что долговременное короткое замыкание на пути способно вывести аппаратуру DCC из строя, например, при неправильном подключении петли разворота.